Студийная фотография

www.fotopositiv.ru

Композиция при предметной съемке

Когда мы имеем дело со съемкой предметов, композиция начинает играть первостепенную роль на снимке. С одной стороны, построение композиции при предметной съемке может показаться легкой задачей, так как наши модели неподвижны и не устают от длительного ожидания. С другой стороны, именно эта неограниченность во времени и средствах требует от фотографа большей кропотливости в построении композиции. Ведь это первый и главный критерий, по которому будут оценивать фотографию.

Итак, строго говоря, удачная композиция предполагает гармоничное сочетание предметов на снимке. Что в данном случае следует понимать под гармонией? Здесь существует множество вариантов. Во-первых, предметы могут гармонировать между собой благодаря своей форме. Форма предметов может быть разнообразной, но фотограф должен уметь видеть в каждом предмете простые геометрические фигуры: угол, прямоугольник, линия, круг и так далее. В этом случае и композиция должна строиться по всем правилам геометрии. Здесь стоит учитывать несколько основных моментов:

  • прямоугольная форма, как правило, ассоциируется с устойчивостью и статикой, в то время как круг тоже представляет собой некую стабильность, но, тем не менее, выражает динамику, движение. Круг является весьма гармоничной фигурой, поэтому очень часто именно круг используют как основу композиции не только в предметной съемке, но даже в портрете (например, в групповом портрете).
  • треугольник также выражает динамику, иногда агрессию (из-за углов).
  • линии: горизонтальные - статика, спокойствие, вертикальные - динамика, восходящие (по диагонали из нижнего левого в верхний правый угол) - динамика, напряжение, рост, нисходящие (наоборот) - расслабленность, упадок.
  • углы служат указателями (указывают зрителю, куда смотреть, где сделать акцент).

Во-вторых, при построении композиции обязательно следует помнить о перспективе. Другими словами, Вы должны определиться, что будет находиться на переднем плане, а чтобы будет служить фоном. Акцент естественно будет именно на том предмете, что находится на переднем плане. В другом случае, акцент может быть смещен на фон, если предмет на заднем плане ярче освещен. Также распространенным приемом расстановки акцентов являются различные эксперименты с глубиной резкости (да-да, именно тот самый размытый фон). Если же наша задача, чтобы все предметы (и передний план и фон) были в фокусе, то просто максимально закрываем диафрагму (и тем самым увеличиваем глубину резкости).

И еще один важный момент в построении композиции - цвет. Необычное цветовое решение может преобразить даже самую посредственную фотографию. В первую очередь, Вы должны определиться - цвет или ч/б. Если Вы выбираете цвет, то помните, что здесь тоже срабатывают различные ассоциации: красный, желтый - радость, тепло, страсть; синий, фиолетовый - холод; зеленый - лето, тепло, уют; черный - грусть, трагизм; белый - чистота, легкость и так далее. Помните, что цвета на снимке должны сочетаться. Практически невозможно перечислить определенные законы сочетания цветов, единственное, что можно посоветовать, так это постараться почувствовать снимок. Другими словами, следите, чтобы предметы не терялись на фоне, чтобы второстепенный предмет не был ярче первостепенного и не "перетягивал" на себя внимание зрителя. Выбирайте насыщенность цветов в зависимости от поставленной задачи: пастельные тона - покой, яркие контрастные цвета - экспрессия.

И напоследок, два наиболее распространенных способа удачной композиции. Первый основан на правиле третей. В этом случае мы условно делим на кадр двумя горизонтальными линиями на три равные части по горизонтали, а также двумя вертикальными линиями на три равные части по вертикали. Акценты на снимке будут в точках пересечения линий - именно в данных точках необходимо размещать "главные" предметы. Второй способ - это создание ритма. Ритм в фотографии создается повторением одинаковых линий, форм, наклонов.

В статье использована фотография Дениса Хохлова
stassuper.photosight.ru


Автор: Галетич Юлия
Дата публикации: 29.04.2011
Перепечатка без активной ссылки запрещена





Добавить комментарий