Цветовая температура фотографии.
Что такое цветовая температура? Если говорить научным языком, то цветовая температура является характеристикой, выражающей ход интенсивности излучения источника света. Для фотографа, занимающегося студийной съемкой данная характеристика становится одной из наиболее важных, так как следует помнить, что съемка в студии – это, прежде всего, съемка в помещении, а съемка в помещении очень часто вызывает некоторые трудности с цветопередачей.
Не будем вдаваться в физику, скажем лишь, что каждому цвету соответствует его цветовая температура. Касательно фотографии, нужно сразу же оговорить, что если Вы снимаете на пленку, то каждая цветная пленка будет рассчитана на какую-либо конкретную цветовую температуру освещения (то есть другими словами именно при таком освещении передача цветов будет максимально точной). Если же вы снимаете на цифровой фотоаппарат, то здесь то или иное освещение будет требовать определенной настройки так называемого «баланса белого».
Давайте начнем сначала с пленки. Допустим, возьмем пленку, предназначенную для дневного освещения, которая рассчитана на цветовую температуру 5500К. Данное числовое значение является усредненным между цветовой температурой неба (голубоватый свет, 7000К) и Солнца (желтоватый цвет, 4000К). Это значит, что наилучшие кадры получатся в ясную солнечную погоду, а вот в пасмурную они уже будут казаться немного голубоватыми (так как цветовая температура в этом случае будет выше, чем 5500К).
Для того, чтобы правильно определить цветовую температуру, можно использовать следующую таблицу:
Источник света |
Цветовая температура |
Голубое небо, тень |
12000K — 18000K |
Дымка, тень |
9000K — 12000K |
Пасмурно |
6500K — 7500K |
Обычная летняя тень |
6000K |
Дневной свет, Фотовспышка |
5500K(от 5400К до 5600К) |
Голубая фотолампа |
4900K |
Солнечный свет — два часа после восхода или два часа перед закатом |
3850K — 4100K |
Солнечный свет, час после восхода |
3450K — 3750K |
Фотолампы накаливания, тип А |
3400K |
Фотолампы кварцевые, тип В |
3200K |
Восход и закат |
3050K — 3150K |
Домашние галогенные лампы |
2200K —
3000K |
Лампа 200Вт |
3000K |
Лампа 100Вт |
2900K |
Лампа 75Вт |
2800K |
Компактные люминисц. лампы CFL |
2700K |
Свеча |
1200K — 1850К |
Пламя спички |
1700K |
Если Вы понимаете, что цветовая температура фотографии является для Вас пока что темным лесом, то можете начать и с черно-белой пленки, где эта самая температура не важна. Если же Вы не боитесь трудностей, то смело переходите на цветную пленку.
Однако, вернемся непосредственно к съемке в фотостудии. Дело в том, что большинство цветных пленок рассчитано все-таки на съемку при дневном свете, то для съемки в фотостудии такие пленки совершенно не подходят. Здесь понадобятся специальные пленки, предназначенные для съемки с фотографическими лампами. Например, пленки, маркированные буквой «Т» (Tungsten), рассчитаны на фотолампы накаливания типа А или типа B (см. таблицу). Если же Вы все-таки хотите снимать в студии на пленку дневного света, то следует пользоваться фотовспышками, цветовая температура которых соответствует дневному освещению (см. таблицу).
Однако, опять-таки возвращаясь к съемке в фотостудии, отметим, что фотографы сегодня в студийной съемке чаще всего используют цифровые фотоаппараты, где для коррекции цветопередачи они настраивают упомянутый выше «баланс белого». В каждой цифровой фотомыльнице есть автоматический режим настройки баланса белого, а также несколько предустановленных режимов («дневной свет», «тень», «облачно», «лампы накаливания», «флуоресцентные лампы», «вспышка»). В более продвинутых фотоаппаратах есть еще и возможность ручной настройки баланса белого. Вручную баланс белого устанавливают, как правило, по белому листу бумаги (или по любой другой белой поверхности). Для этого надо навести цифровую камеру на лист белой бумаги в помещении, в котором мы потом намерены снимать, снять его, а камера сама произведет поправку цветовой температуры, то есть будет работать своеобразным светофильтром.
Некоторые фотографы практикуют настройку баланса белого по листу бумаги другого цвета, что рождает порой интересные цветовые эффекты (похожие на те, что получаются при использовании различных светофильтров).
Об использовании светофильтров для корректирования цветопередачи читайте в отдельной статье «Светофильтры».
Автор: Галетич Юлия
Дата публикации: 18.05.2009
Перепечатка без активной ссылки запрещена
Вы можете приложить к своему отзыву картинки.