Светофильтры
Использование светофильтров является еще одним средством для корректирования цветовой температуры. Существуют конверсионные, коррекционные и компенсационные светофильтры, которые используют непосредственно при печати фотографий.
Что касается конверсионных светофильтров, то они преобразуют тип освещения под определенную для него фотопленку и, в зависимости от своей задачи, делятся на «повышающие» цветовую температуру падающего на пленку света и «понижающие».
Например, фотограф снимает на «дневную» пленку в условиях освещения фотографическими лампами (например, в помещении). Для этого он использует светофильтр 80А (или любой другой, но серии 80,синего цвета), который повышает цветовую температуру на 2300К, чтобы преобразовать температуру имеющегося источника (3200К) до необходимой (5500К). В противном случае, то есть без использования фильтра, фотография приобретет желтоватый оттенок. По такому же принципу работают и «понижающие» фильтры, с помощью которых можно понизить цветовую температуру освещения (например, в случае, когда фотограф снимает на открытом воздухе на пленку с индексом «T»). Это фильтры серии 85 янтарного цвета.
Другой вид светофильтров - коррекционные светофильтры – используются для несущественного корректирования цветовой температуры источника света (всего на несколько сотен градусов). Здесь нужно выделить серию понижающих фильтров 81, которые незначительно уменьшают цветовую температуру и добавляют теплые тона при съемке в пасмурную погоду (фильтры голубого цвета разной плотности), а также серию повышающих фильтров 82, которые наоборот, незначительно увеличивают цветовую температуру и используются, как правило, при съемке портретов для правильной передачи тонов кожи, глаз, губ (фильтры жёлто-розового цвета с разным оттенком).
Индексами A, B и C, которые следуют в названии сразу же после номера серии, обозначается степень интенсивности воздействия светофильтра (А - слабая, В – средняя, С – наиболее сильная).
Стоит еще отдельно выделить такие фильтры как FL-DAY (используется для съемки с флуоресцентными лампами дневного света) и FL-W (используется для съемки с белыми флуоресцентными лампами). Оба эти фильтра корректируют избыток зеленого тона.
Как уже, наверное, стало понятно, подобные фильтры чаще всего применяются при съемке на пленку (так как в цифровой съемке гораздо легче настроить баланс белого или же подправить цветопередачу уже на этапе пост-обработки фотографии).
Что касается съемки на цифровую камеру, то здесь лучше все-таки баланс белого установить в ручную на самом фотоаппарате, а цветной одноцветный фильтр надевать не на объектив, а на вспышку (тогда коррекция цвета будет действительно ощутима). Хотя для придания легкого оттенка можно надевать одноцветный светофильтр и на объектив.
Кстати существуют и такие светофильтры, поверхность которых окрашена не полностью, а, например, наполовину, как у градиентных (gradual color) светофильтров. На поверхности таких фильтров плотность окраски на протяжении трети диаметра изменяется от полностью прозрачной до максимальной плотности, результатом чего становится окрашивание одной части изображения, в то время как другая часть остается без изменения (идеально для пейзажей). Есть еще Didymium-фильтры, где в отличие от градиентных фильтров, спектральная характеристика пропускания изрезанная.
Опять же говоря уже о съемке на цифровую камеру, стоит поговорить и о нецветных фильтрах, которые не меняют общей тональности кадра, но изменяют отдельные цвета. К таким фильтрам, например, относятся ультрафиолетовые светофильтры, которые устраняют избыточный синий оттенок при избыточном ультрафиолетовом излучении. К нецветным фильтрам можно отнести также и поляризационные фильтры (L-PL, C-PL), поляризационные фильтры одного конкретного цвета (Intensifier, Redhancer, Greenhancer, Bluehancer, PolaBlue, PolaYellow, PolaRed) или двух цветов (Varicolor Blue/Yellow, Pink/Red, Red/Green, Green/Lime).
Что касается использования светофильтров в студийной фотосъемке, то здесь можно ограничиться лишь нейтральным светофильтром, который никак не влияет на цветопередачу, но пропускает лишь незначительную часть светового потока от источника света. Это порой действительно необходимо, когда, например, нет возможности отодвинуть подальше источники света от снимаемого объекта или нельзя уменьшить их мощность или же когда для достижения определенных задач необходимо использовать максимально открытую диафрагму.
Автор: Галетич Юлия
Дата публикации: 18.05.2009
Перепечатка без активной ссылки запрещена
Вы можете приложить к своему отзыву картинки.